МС-21 — с такой амбициозной аббревиатурой, которая означает «Магистральный самолет XXI века», корпорация «Иркут» собирается выходить на мировой рынок гражданских авиалайнеров. Сейчас конструкторы самолета — только в начале сложного пути, но уже известно: в МС-21 будут использованы самые современные материалы и прорывные технологии.
Будущая премьера авиасалона Фарнборо — российский магистральный самолет МС-21. Полноценная презентация самолета случится лишь через несколько лет. Первый полет запланирован на 2014 год. Пока же макет кабины и салона от настоящих почти не отличаются.
Кабина пилотов, как говорят, «стеклянная», так называемый «гласс-кокпит», то есть все приборы цифровые. Вместо штурвалов — джойстики или сайд-стики. В управлении современными самолетами все больше компьютерных технологий.
Конструкторы корпорации «Иркут» специально выбрали диаметр фюзеляжа больший, чем у конкурентов. Между пассажирскими креслами стало просторнее, а в проходе уже можно разминуться с кухонной тележкой стюардессы. Пассажирам – максимальный комфорт.
«Это связано как с самим пространством салона, так и с шириной прохода, глубиной полок и их размерностью, — поясняет вице-президент корпорации “Иркут” по разработке авиационной техники Константин Попович. — Я могу сказать, что по сравнению с эксплуатирующимися самолетами размер и габариты полок позволяют размещать багаж гораздо большего размера, чем стандартный багаж, который прописан сейчас в нормах».
В инженерном центре сейчас горячая пора — готовится проектная документация, идут конструкторские разработки, скоро предстоит защищать макет самолета. Трехмерная модель МС-21 в считаные мгновения попадает с монитора конструктора на заводы корпорации в разных концах России.
Особая гордость разработчиков — детали самолета из композиционных материалов. В российской практике такое соотношение композитов и алюминия впервые. Подробнее об этом — Валерий Кирьянов — начальник отдела эскизного проектирования корпорации «Иркут»: «Это, прежде всего, крыло с консолями и центропланом, оперение — вертикальное и горизонтальное, вся механизация. Под механизацией понимается руль высоты, руль направления, элероны, закрылки, предкрылки, тормозные щиты и интерцепторы».
Специалисты называют такую технологию «черное крыло» — из-за цвета углеволокна. «Черное крыло» в первую очередь дает аэродинамику и качество самолета, — рассказывает президент корпорации «Иркут» Олег Демченко. — Вес — это то минимальное, что дает «черное крыло». Прежде всего, аэродинамика. Невозможно на алюминиевом крыле, или как мы называем алюминиево-литиевые сплавы или просто алюминиевые, получить такое удлинение крыла. Это можно только на композитном крыле. Удлинение дает аэродинамику, скорость, качество самолета".
Качество — не в смысле добротность сборки, хотя она тоже обещает быть на высоте. Аэродинамическим качеством в авиации принято считать летные характеристики самолета. Идеальная аэродинамика, как известно, у самолета-крыла полностью плоского. Длина и профиль крыла МС-21 сделают самолет экономичнее на 20%. За сокращение вредных выбросов и снижение расхода дорогого топлива сейчас борются все производители самолетов. МС-21 метит в лидеры.
«В МС-21 действительно заложены прорывные технологии, — подтверждает президент Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров . — И это очень важно, в том числе по материалам. Это очень важно, потому что, пройдя этот проект, освоив этот проект, мы сможем эти все достижения на другие проекты распространять».
География производства МС-21 — вся страна: Иркутск, Ульяновск, Воронеж, Обнинск, Нижний Новгород . Под лайнер с новой идеологией перестраивается и система проектирования, производства. Самолет тянет за собой всю отрасль. В отношении МС-21 это не пустые слова: до первого опытного образца еще далеко, а у самолета уже — портфель заказов.
190 машин ждут авиакомпании всего мира. Недавно корпорация «Ростехнологии» стала самым крупным российским заказчиком. Соглашение о 50 самолетах было подписано в ходе инвестиционного форума «Сочи-2010».
«Нефть, газ — хорошо, деньги — хорошо, но без инноваций, без новых технологий стране жить невозможно, — убежден президент корпорации “Иркут” Олег Демченко. — Поэтому если говорить о самолетах, у нас первый самолет сделан новый — это Superjet-100, который делает компания “Сухой”. Второй самолет — МС-21. Это разные самолеты. Мы — не конкуренты. Тот — 100-местный самолет, у нас — 150-210-местный. Если не будет этого самолета МС-21, я официально заявляю, как специалист, в авиации много лет проработавший, авиации гражданской в России не будет».