Будапештская наступательная операция
(29.101944 — 13.02.1945) В результате Дебреценской наступательной операции (первой операции Красной Армии на территории Венгрии) войска 2-го Украинского фронта под командованием Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского вышли на рубеж Чоп, Сольнок, Байя. Им противостояла немецкая группа армий «Юг» (8-я и 6-я полевые, 2-я танковая немецкие и 3-я венгерская армии), которой командовал генерал Г. Фриснер. К участию в Будапештской операции привлекался также и 3-й Украинский фронт Маршала Советского Союза Ф. И. Толбухина, который, завершив Белградскую операцию, начал перегруппировку войск в южные районы Венгрии с целью форсирования Дуная и наступления в Задунайскую Венгрию.
Немецко-венгерское командование на подступах к Будапешту создало глубокоэшелонированную оборону, состоявшую из трех оборонительных рубежей, которые упирались своими флангами в реку Дунай севернее и южнее города. Будапештский район обороны являлся составной частью оборонительной линии «Маргарита», проходившей от реки Дравы по юго-западному побережью озер Балатон и Веленце до излучины Дуная у города Вац и далее вдоль чехословацко-венгерской границы. Сам город был превращен в крепость. К началу операции юго-восточные подступы к Будапешту обороняли войска 3-й венгерской армии, усиленной немецкими танковой и моторизованной дивизиями. Здесь на 250-км фронте от Польгар (45 км западнее Ньиредьхазы) до Байя действовало 11 дивизий противника против 36 советских. Основные же силы группы армий «Юг», насчитывавшие в своем составе 32,5 дивизии, действовали на ньиредьхазо-мишкольцском направлении, были скованы советскими войсками на участке фронта от Дуклинского перевала до Польгар.
Замысел Ставки ВГК на операцию заключался в нанесении главного удара на Будапешт с юго-востока и востока. Такое решение предопределялось тем, что это направление являлось наиболее удобным для наступления советских войск и прикрывалось относительно слабыми силами противника. Учитывая эти обстоятельства, Ставка ВГК приказала командующему 2-м Украинским фронтом, только что закончившим Дебреценскую операцию, без какой-либо паузы силами войск левого крыла начать наступление между Тисой и Дунаем в общем направлении на Будапешт. Незамедлительным переходом в наступление Ставка стремилась упредить возможное усиление будапештской группировки противника за счет переброски его войск из района Мишкольца. Настоятельность таких действий определялась также шаткостью политического положения правящего режима в Венгрии.
Командующий войсками 2-го Украинского фронта решил нанести главный удар силами 46-й армии, 2-го и 4-го гвардейских механизированных корпусов юго-восточнее Будапешта и овладеть им. 7-я гвардейская армия должна была нанести вспомогательный удар из района северо-восточнее города Сольнок и захватить плацдарм на западном берегу реки Тисы. Остальные силы фронта получили задачу наступать в направлении на Мишкольц, с тем чтобы сковать противостоявшие войска противника и не допустить их переброски в район Будапешта.
Маршал Ф. И. Толбухин планировал завершить сосредоточение главных сил в районе югославского города Банат и одновременно передовыми частями захватить плацдармы на правом берегу Дуная на территории Венгрии.
Наступление началось 29 октября. На левом крыле 2-го Украинского фронта 46-я армия под командованием генерал-лейтенанта И. Т. Шлемина в первый же день прорвала оборону и, введя механизированные корпуса, начала стремительное продвижение. 2 ноября эти корпуса находились уже в 15 км юго-восточнее Будапешта, но войти с ходу в город не смогли. Причина была в том, что немецкое командование быстро перебросило к Будапешту три танковые и моторизованную дивизии, которые, заняв оборонительные обводы, смогли остановить продвижение советских войск. В центре и на правом крыле фронта советские войска встретили серьезное сопротивление противника при форсировании реки Тисы.
3 и 4 ноября на непосредственных подступах к Будапешту разгорелись ожесточенные бои.
Ставка ВГК вынуждена была указать командующему 2-м Украинским фронтом, что дальнейшие попытки вести наступление на Будапешт на узком участке ограниченными силами могут привести к неоправданным потерям и поставить действовавшие на этом направлении войска под фланговый удар противника с северо-востока. 4 ноября Ставка потребовала от маршала Р. Я. Малиновского ускорить вывод войск фронта на правый берег Тисы, чтобы разгромить будапештскую группировку противника ударами с севера, северо-востока и юга. С целью усиления войск центра фронта сюда началась перегруппировка 6-й гвардейской танковой армии генерал-лейтенанта А. Г. Кравченко и конно-механизированной группы генерал-лейтенанта И. А. Плиева, ранее действовавших в направлении Дебрецен — Ньиредьхаза.
Выполняя эти указания, войска фронта 11 ноября возобновили наступление. Оно продолжалось 16 дней. Однако рассечь и разгромить будапештскую группировку восточнее города не удалось. Вторая попытка овладеть Будапештом оказалась неудачной. После перегруппировки танковой армии войска центра фронта перешли в наступление и к 10 ноября форсировали реку Тиса. Развивая наступление, подвижные войска 26 ноября овладели городом Хатван, а к концу ноября – городом Эгер, выровняв тем самым линию фронта, которую занимали ранее выдвинувшиеся к Будапешту войска левого крыла.
Таким образом, войска 2-го Украинского фронта к концу ноября добились значительных успехов. Вместе с тем следует отметить, что основная задача – разбить будапештскую группировку противника – войсками фронта не была выполнена. Противник сумел создать на непосредственных подступах к Будапешту плотную оборону, перебросив на будапештское направление 12 дивизий из полосы 4-го Украинского фронта, наступление которого в конце октября – первой половине ноября развивалось чрезвычайно медленно. Ставка потребовала от его командующего вести наступление с полным напряжением сил с целью быстрейшего выхода на рубеж реки Ондавы. Выполняя это указание, войска 4-го Украинского фронта во второй половине ноября прорвали оборону противника, 26 ноября овладели городами Гуменне и Михаловце, а передовыми частями приступили к форсированию реки Ондавы.
5 декабря 1944 года 2-й Украинский фронт возобновил наступление. В течение восьми дней войска центра и левого крыла пытались окружить противника путем обхода с севера и юго-запада. При этом подвижные соединения фронта достигли пограничной с Чехословакией реки Ипель, совместно с 7-й гвардейской армией генерал-плковника М. С. Шумилова вышли на левый берег Дуная у города Вац (20 км севернее Будапешта) и, наступая от Ваца в южном направлении, преодолели первую и вторую полосы внешнего обвода обороны Будапешта. Одновременно 46-я армия форсировала Дунай в 15 км к югу от города и захватила плацдарм 14 км по фронту и 10–16 км в глубину. Но из-за недостатка сил и ожесточенного сопротивления противника выйти к венгерской столице с юго-запада не смогла. Таким образом, и третья попытка овладеть Будапештом успеха не имела.
В это время войска маршала Ф. И. Толбухина заканчивали перегруппировку с белградского на будапештское направление. Их полное сосредоточение в районе городов Байя, Махач, Сомбор (135–180 км южнее Будапешта) было завершено к 25–26 ноября. Параллельно с перегруппировкой фронт частью сил форсировал Дунай в районе сосредоточения и захватил важный плацдарм. Опираясь на него, 57-я армия генерал-лейтенанта М. Н. Шарохина и 4-я гвардейская армия генерала армии Г. Ф. Захарова 27 ноября перешли в наступление, освободили Задунайскую часть Венгрии и югославскую территорию в междуречье Дунай, Драва и к 9 декабря достигли рубежа озеро Веленце, озеро Балатон, город Барч (80 км южнее озера Балатон). Этим была создана реальная возможность для нанесения удара в тыл будапештской группировки врага с запада. В целях подготовки такого удара маршал Ф. И. Толбухин приказал войскам фронта закрепиться на достигнутых рубежах перед вражеской оборонительной линией «Маргарита».
Германское командование принимало все меры к тому, чтобы не допустить захвата Будапешта советскими войсками и вывода из войны последнего своего союзника. За счет резерва ОКХ, новых формирований и перегруппировки оно увеличило состав группы армий «Юг» с 38 до 51 дивизии и бригады. И тем не менее неприятель уступал советским войскам в силах и средствах. Так, ударная группа 3-го Украинского фронта превосходила противника в людях в 3,3 раза, в орудиях – в 4,8, в танках и САУ – в 3,5 раза.
Оценивая состав и распределение немецких и венгерских войск по направлениям, советское командование пришло к выводу, что противник намеревается не только удержать за собой Будапешт, но и не допустить Красную Армию в Чехословакию и Австрию. В такой обстановке 12 декабря Ставка ВГК решила войсками 2-го и 3-го Украинских фронтов прежде всего разгромить будапештскую группировку и овладеть городом Будапештом. С этой целью она приказала маршалу Р. Я. Малиновскому передать в распоряжение маршала Ф. И. Толбухина 46-ю армию со средствами усиления и поставила обоим фронтам задачи по подготовке к совместным действиям. Суть замысла заключалась в том, чтобы силами двух фронтов прорвать оборону противника севернее и юго-западнее Будапешта и, наступая навстречу друг другу, окружить вражескую группировку, а затем одновременными ударами с запада и востока овладеть городом.
Наступление, начавшееся 20 декабря, развивалось успешно. К исходу 26 декабря войска 2-го и 3-го Украинских фронтов соединились у Эстергома (35 км северо-западнее Будапешта), завершив окружение 188-тысячной группировки врага (около 10 дивизий и ряд частей различных родов войск). Создав внешний фронт окружения и отбрасывая противника к западу от Будапешта, советские войска одновременно все плотнее сжимали кольцо вокруг города. Противник, блокированный в лесах северо-западнее Будапешта, к концу декабря был уничтожен.
29 декабря командование обоих фронтов во избежание дальнейшего кровопролития и разрушения Будапешта предъявило окруженным войскам ультиматум о капитуляции. Однако вражеское командование не только отвергло этот гуманный акт, но и распорядилось убить парламентеров капитанов М. Штейнмеца и И. А. Остапенко, совершив вопиющий акт бесчестья и попрания международного права о неприкосновенности парламентеров. Тогда советские войска приступили к ликвидации окруженного противника. Но этот процесс оказался длительным. В течение января 1945 года войскам 2-го и 3-го Украинских фронтов пришлось вести тяжелые бои по отражению контрударов немецких войск, имевших целью деблокировать свою будапештскую группировку и восстановить линию фронта по Дунаю. Германское командование, сосредоточив близ Будапешта почти половину всех танковых и моторизованных дивизий, имевшихся на советско-германском фронте, со 2 по 26 января нанесло три сильных контрудара по войскам 3-го Украинского фронта.
При отражении первого контрудара, нанесенного в период со 2 по 7 января 1945 года из района юго-восточнее города Комарно вдоль южного берега Дуная, большую помощь войскам 3-го Украинского фронта оказали активные действия войск левого крыла 2-го Украинского фронта, особенно 6-й гвардейской танковой армии. Стремительный выход этой армии в район Комарно вынудил немецкое командование отказаться от осуществления плана прорыва к Будапешту. Кроме того, 3-му Украинскому фронту из состава 2-го Украинского фронта были переданы три стрелковые дивизии и истребительно-противотанковая бригада.
Третий контрудар противник нанес 18 января из района юго-западнее города Секешфехервар. Ему удалось выйти к Дунаю, а затем подойти к Будапешту с юга на расстояние 25 км. В развернувшихся ожесточенных сражениях войска маршала Ф. И. Толбухина, несмотря на превосходство немецких войск в танках, не только остановили их наступление, но и отбросили на исходные позиции. Значительную роль в этом сыграли умелый маневр советских войск, быстрое создание новых оборонительных рубежей на путях продвижения противника и наступление войск правого крыла 2-го Украинского фронта в направлении на Комарно, в тыл контрударной группировки противника.
В ходе отражения контрударов противника большую помощь наземным войскам оказала авиация обоих фронтов. В течение января 1945 года только 17-я воздушная армия (генерал-полковник авиации В. А. Судец) 3-го Украинского фронта совершила свыше 14 тыс. самолето-вылетов. В напряженные моменты для ударов по вражеским войскам привлекалась также 5-я воздушная армия (генерал-полковник авиации С. К. Горюнов) 2-го Украинского фронта.
Непосредственно в городе бои вела специально созданная будапештская группа войск, которую возглавил генерал-лейтенант И. М. Афонин (с 22 января — генерал-лейтенант И. М. Манагаров). В ее состав входили четыре стрелковых корпуса обоих фронтов и до 18 января — румынский армейский корпус. Будапешт представлял собой крепость, подготовленную гитлеровцами к длительной обороне. Он был опоясан колючей проволокой, окружен всевозможными укреплениями и заграждениями, изрезан траншеями. В городе имелись большие запасы материальных средств. Продовольствие, горючее и боеприпасы оборонявшему его гарнизону доставлялись по воздуху. Гитлер приказал сражаться за город до последнего солдата. Бои за освобождение восточной части города (Пешта) шли с 27 декабря по 18 января, а западной его части (Буды) – с 20 января по 13 февраля. В боях за освобождение Буды принимало участие немало венгерских солдат и офицеров, которые добровольно перешли на сторону советских войск. Согласно воспоминаниям генерала С. М. Штеменко, у этих венгерских солдат-добровольцев «слова не расходились с делом». Именно из их числа, по неполным данным, около 600 человек пали смертью храбрых в боях за освобождение Будапешта от оккупантов. Остальные венгерские добровольцы – в общей сложности около 3200 человек – составляли основу Будайского добровольческого полка.
Условия штурма тяжелым испытанием легли на жителей Будапешта. Находившийся в осажденной столице Венгрии командир 9-го корпуса СС, характеризуя их настроение, с опасением записал в своем дневнике 10 января: «Гражданское население находится в чрезвычайно взбудораженном состоянии. Люди практически не получают еды, крупные кварталы города оставлены без воды, освещения... нарастает недовольство».
Хотя наступление советских войск развивалось медленно, положение окруженного противника становилось все хуже и хуже. Если вначале ежедневно 40–45 самолетов доставляли для него необходимые грузы, то с 20 января снабжение было сорвано советской авиацией. 13 февраля вражеская группировка в Будапеште, потеряв до 50 тыс. убитыми и 138 тыс. пленными, прекратила свое существование.
На этом Будапештская наступательная операция завершилась. В ходе ее советские войска продвинулись от 120 до 240 км, освободили около 45% территории Венгрии (а с учетом Дебреценской операции – 74%) и создали условия для дальнейшего наступления в Чехословакии. С выходом советских войск на рубеж Несмей, озеро Балатон сложились благоприятные условия для нанесения последующих ударов по противнику на венском направлении.
Важнейшим итогом явилось то, что советские войска заставили немецкое командование перебросить на южный фланг советско-германского фронта большое количество соединений, особенно танковых и моторизованных, которые были крайне необходимы ему для отражения наступления Красной Армии на варшавско-берлинском направлении в январе-феврале 1945 года.
Дорогой ценой были достигнуты эти результаты. Потери советских войск составили 320 082 человека, из которых 80 082 – безвозвратные, 1766 танков и САУ, 4127 орудий и минометов, 293 боевых самолета.
Население венгерской столицы, пережившее не только фашистскую оккупацию, но и 108 тяжелых дней блокады, с облегчением, хотя и с противоречивыми чувствами встречало советских солдат. Сказывалось влияние фашистской пропаганды, наводившей страх на население и рисующей советских воинов в образе «красных дьяволов», а также слухов о сталинских лагерях и деятельности НКВД. В то же время информация о том, что «среди русских освободителей есть венгры», перешедшие на их сторону, вселяла в людей надежду.
Уничтожение немецкой группировки в венгерской столице ускорило процесс изгнания из страны гитлеровских оккупантов, усилило брожение в венгерской армии, переход ее солдат к партизанам или на сторону Красной Армии. Общая численность венгров, которые с оружием в руках воевали на стороне советских войск против немцев, по оценкам венгерских историков, составила примерно 6–6,5 тыс. человек. Но верно и то, что вместе с германскими войсками против Красной Армии сражались около 11 дивизий 1-й и 3-й венгерских армий. Массовая сдача в плен их солдат и офицеров началась лишь с завершением освобождения территории Венгрии. Например, только с 28 по 30 марта в приграничных с Австрией районах было взято в плен 45 тыс. венгров. Венгрия фактически оставалась союзницей Германии до тех пор, пока Красная Армия не овладела полностью ее территорией.
Наступательные действия советских войск осенью и зимой 1944–1945 годов на юго-западном направлении привели к коренному изменению всей политической обстановки на Балканах. К ранее выведенным из войны Румынии и Болгарии прибавилось еще одно государство – Венгрия. С выходом из войны Венгрии блок фашистских государств полностью развалился.
Советское правительство высоко оценило действия войск в Будапештской операции. Президиум Верховного Совета СССР 09.06.1945 учредил медаль «За взятие Будапешта», которой были награждены 350 тыс. человек. 79 соединений и частей получили почетное наименование Будапештских.