Всего за пять дней одна из крупнейших мировых АЭС, и самый мощный производитель электрики в Японии, станция Фукусима-1 превратилась в развалину, сквозь щели которой выходят радиоактивные частицы. 25 лет назад похожая участь постигла и украинский атомный гигант – Чернобыльскую АЭС. Аварию на японской атомной электростанции Фукусима-1 называют второй по величине атомной катастрофой после чернобыльского взрыва в 1986 году. Волна цунами, накрывшая берега Японии 11 марта, вывела из строя систему охлаждения трех из шести энергоблоков на Фукусиме-1, что привело к перегреву стержней с ядерным топливом.
Предпринятых сотрудниками станции мер оказалось недостаточно чтобы полностью обезопасить работающие блоки. В результате перегрева на втором блоке произошло скопление водорода, который впоследствии взорвался. Второй инцидент произошел 14 марта – на третьем блоке прозвучал взрыв, а на следующий день на четвертом блоке был зафиксирован взрыв и пожар.
Взрыв на третьем блоке вывел из строя систему защиты реактора, и через поврежденные участки стен реактора начал выходить радиоактивный пар. (Взрыв был настолько сильными, что повредил сверхпрочные стены - здание АЭС построено с использованием бетонных и стальных конструкций, способных противостоять удару самолета).
После того, как измерения показали, что радиоактивный фон на станции в сотни раз превысил допустимую норму, руководство компании-оператора атомных станций TEPCO (Tokyo Electric Power Company) объявило об эвакуации 750 работников станции, оставив на объекте лишь команду из 50 человек.
Местные власти оперативно переселили всех проживающих в радиусе 20 км, всем жителям 30-километровой зоны рекомендуют не покидать помещений и не пользоваться кондиционерами воздуха. В Токио уровень радиации превысил норму в 20 раз, но правительство сообщило, что данный фон не являет собой непосредственной угрозы для здоровья и его показатели постепенно снижаются.
Новостные сводки из Японии до боли напоминают чернобыльскую хронику – разрушенное здание АЭС, летающие вертолеты, массовое переселение людей. Хотя, несмотря на непоправимые разрушения и радиоактивные выбросы в атмосферу, степень японской катастрофы существенно меньше чернобыльской.
Юрий Недашковский, президент компании-оператора украинских АЭС «Энергоатом» утверждает, что Чернобыльская авария является беспрецедентной по силе и по масштабам загрязнения. «У них на Фукусиме нет графита, там нечему гореть и к тому же у них не взорвался сам реактор – говорит Недашковский. – У нас же все было разрушено, горел графит, и огромное количество активных частиц было выброшено в атмосферу».
Йошио Мацуки, японский ученый-ядерщик рассказал Kyiv Post, что станции существенно различаются по дизайну: «На Чернобыле произошел мощный взрыв, потому что, по сути, ядерное топливо оказалось «неконтролируемым», не было эффективной системы сдерживания, которая бы предотвратила такие последствия -- говорит Мацуки. – На Фукусиме-1 более мощная система безопасности».
По словам Мацуки, сейчас сотрудники станции делают все возможное, чтобы наладить бесперебойное охлаждение запасов нового и использованного топлива, которое хранится в помещении реактора и продолжает выделять тепло.
«Беда произойдет в том случае, если израсходованное ядерное топливо не будет достаточно охлаждено, -- продолжает Мацуки. – Тогда произойдет ядерное деление, цепная реакция, закипит вода в резервуаре и в итоге произойдет взрыв».
Существенно разнится и территория загрязнений — после взрыва в Чернобыле облако радиоактивных частиц накрыло несколько областей в Украине, Беларуси и часть России.
Японии относительно «повезло» с тем, что радиоактивное облако улетело в восточном направлении и рассеялось над Тихим океаном. Пока загрязненными считаются территории в 30-километровом радиусе от Фукусимы.
Общей чертой чернобыльской аварии и аварии на Фукусиме является существенный урон для энергетического сектора обеих стран.
Чернобыль, который на пике своих мощностей производил 10-15% электроэнергии Украины вот уже 10 лет бездействует. Не исключено, что похожая судьба ждет и Фукусиму, которая обеспечивала 5% энергии Японии, считает Мацуки.
«Поврежденные блоки уже невозможно восстановить, - говорит он. – В систему охлаждения, которая должна работать на пресной воде, залили морскую воду. Считайте, она уже пришла в негодность. Конечно же эксперты будут оценивать степень и характер повреждения, но станция уже не сможет работать».
В экономических показателях это выглядит еще более впечатляюще. «Принимая во внимание то, что без производство чего бы то ни было не возможно без электричества, можно сказать, что 5% ВВП Японии будет потеряно, -- резюмирует Мацуки. – А это $250 млрд. в год».