Метатеги используются для хранения информации предназначенной для браузеров и поисковых систем. Например, механизмы поисковых систем обращаются к метатегам для получения описания сайта, ключевых слов и других данных.
Метатеги для поисковых механизмов Среди разработчиков сайтов существует мнение, что правильно написанные метатеги позволяют подняться к верхним строчкам поисковых серверов. На самом деле это не так, на одних метатегах высоко не поднимешься, но и неудачно выполненное содержимое метатегов может ухудшить рейтинг сайта.
Два метатега предназначены специально для поисковых серверов: Description (описание) и Keywords (ключевые слова). Некоторые вебмастера добавляли в раздел keywords ключевые слова, которые не имеют никакого отношения к теме сайта, но зато пользовались определенным успехом среди посетителей поисковиков. Однако, через некоторое время, поисковые системы научились бороться с таким явлением и проверяют содержимое веб-страницы на соответствие заявленным ключевым словам.
Некоторые принципы, относящиеся к метатегам:
* не включайте ключевые слова, которые не содержатся на ваших страницах;
* не повторяйте ключевые слова;
* используйте метатеги по их прямому назначению;
* делайте описание и список ключевых слов различными для каждой страницы сайта с учетом содержимого.
Description
Большинство поисковых серверов отображают содержимое поля Description (пример 1) при выводе результатов поиска.
Если этого тега нет на странице, то поисковый движок просто перечислит первые встречающиеся слова на странице, которые, как правило, оказываются не очень-то и в тему.
Пример 1. Использование Description
<!DOCTYPE HTML PUBLIC "-//W3C//DTD HTML 4.01//EN" "http://www.w3.org/TR/html4/strict.dtd">
<html>
<head>
<title>description</title>
<meta http-equiv="Content-Type" content="text/html; charset=windows-1251">
<meta name="Description" content="Сайт об HTML и создании сайтов">
</head>
<body>
<p>...</p>
</body>
</html>
Keywords
Этот метатег был предназначен для описания ключевых слов, встречающихся на странице (пример 2). Но в результате действия людей, желающих попасть в верхние строчки поисковых систем любыми средствами, теперь дискредитирован. Поэтому многие поисковики просто пропускают этот параметр.
Пример 2. Использование Keywords
<!DOCTYPE HTML PUBLIC "-//W3C//DTD HTML 4.01//EN" "http://www.w3.org/TR/html4/strict.dtd">
<html>
<head>
<title>keywords</title>
<meta http-equiv="Content-Type" content="text/html; charset=windows-1251">
<meta name="Keywords" content="HTML, META, метатег, тег, поисковая система">
</head>
<body>
<p>...</p>
</body>
</html>
Ключевые слова можно перечислять через пробел или запятую. Поисковые системы сами приведут запись к виду, который они используют.
Автозагрузка страниц
Чтобы автоматически загружать новый документ через определенный промежуток времени используется инструкция HTTP-EQUIV="REFRESH" (пример 3).
Пример 3. Автозагрузка страницы
<!DOCTYPE HTML PUBLIC "-//W3C//DTD HTML 4.01//EN" "http://www.w3.org/TR/html4/strict.dtd">
<html>
<head>
<title>Автозагрузка</title>
<meta http-equiv="Content-Type" content="text/html; charset=windows-1251">
<meta HTTP-EQUIV="REFRESH" content="5; URL=http://www.htmlbook.ru">
</head>
<body>
<p>...</p>
</body>
</html>
Браузер поймет эту запись, как ожидать 5 секунд, а затем загрузить новую страницу, указанную в параметре URL, в данном случае это переход на сайт htmlbook.ru.
Этот метатег позволяет создавать перенаправление (редирект) на другой сайт. Если URL не указан, произойдет автоматическое обновление текущей страницы через количество секунд, заданных в параметре content.
Кодировка
Чтобы сообщить браузеру, в какой кодировке находятся символы веб-страницы, необходимо установить параметр <meta http-equiv="Content-Type" content=?text/html; charset=имя кодировки?>. Для операционной системы Windows и кириллицы аргумент charset обычно принимает значение windows-1251 (пример 4).
Пример 4. Выбор текущей кодировки
Валидный код
<!DOCTYPE HTML PUBLIC "-//W3C//DTD HTML 4.01//EN" "http://www.w3.org/TR/html4/strict.dtd">
<html>
<head>
<title>Кодировка</title>
<meta http-equiv="Content-Type" content="text/html; charset=windows-1251">
</head>
<body>
<p>Кириллица</p>
</body>
</html>
Если указание кодировки отсутствует, браузер пытается сам определить, какой тип символов используется в документе и выбирает необходимую кодировку автоматически. Браузер не всегда может точно распознать язык веб-страницы и в некоторых случаях предлагает вьетнамскую кодировку вместо кириллицы. По этой причине лучше всегда указывать приведенную строчку. Тем не менее, возникают обстоятельства, когда указание кодировки может принести определенный вред. Например, веб-сервер автоматически использует перекодирование данных в KOI-8, а браузер, встретив параметр charset=windows-1251, переводит текст в кодировку Windows. Получается двойное изменение символов, прочитать такой текст не просто. К счастью, подобная проблема уже отходит в прошлое, во всяком случае, ее легко можно выявить и нейтрализовать на уровне сервера.